Главная > Юридические Услуги

Иные вопросы

Обжалование действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя

Возможность судебного обжалования любых решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 46).

Жалобу на действия судебного пристава-исполнителя необходимо рассматривать как административный иск, применяя нормы, регламентирующие исковое производство в суде первой инстанции, обосновывая это тем, что при обжаловании действий судебного пристава-исполнителя возбуждается новое дело по административно-правовому спору между судебным приставом-исполнителем и взыскателем или должником Юридическая природа дел, возникающих из административно-правовых отношений, заключается в том, что при их рассмотрении возникают споры о праве, возникшие между гражданином и государственным органом либо должностным лицом.

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.

При этом действующее исполнительное законодательство предусматривает возможность обжалования действий судебных приставов-исполнителей.

Следует отметить, что обжалование действий судебного пристава-исполнителя в административном порядке не лишает заинтересованное лицо возможности последующего обращения в суд, если оно не удовлетворено решением вышестоящего в порядке подчиненности органа (должностного лица) полностью либо частично или не получило ответа в разумный срок.

При этом во всех случаях, когда заинтересованные лица заявляют судебному приставу-исполнителю о несогласии с его действиями, последний обязан разъяснить им, куда и в каком порядке можно обжаловать его действия. Это вытекает из целого ряда норм, регулирующих обязанности судебных приставов, однако четкой единой нормы в законе нет.

Любые действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, отказ в их совершении, постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении граждан и должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, а также соответствующие акты или действия (бездействие) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут быть обжалованы в судебном порядке.

При этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, в том числе утвержденным старшим судебным приставом, актом, резолюцией на заявлении заинтересованного лица, письмом либо в иной форме.

Проблемным на практике остается вопрос, касающийся определения правовой природы срока обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Закона об исполнительном производстве на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

По закону, постановление о наложении судебным приставом штрафа может быть обжаловано в 10-дневный срок. Таким образом, исходя из того что в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ в федеральных законах могут быть предусмотрены иные сроки обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта, чем общий 3-месячный срок, допустимо применение именно 10-дневных сроков, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Такой вывод, в частности, содержится в п. 23 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77: заявление о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения заявителем копии оспариваемого постановления.

Срок на оспаривание действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по своей правовой природе является процессуально-давностным сроком: его пропуск не может препятствовать принятию заявления (жалобы), однако может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований, но если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. Это положение подтверждается практическим единообразием судебной практики как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов.

Распространены случаи обжалования действий судебных приставов-исполнителей по наложению штрафов на лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства.

Таким образом, при рассмотрении дел об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей возникает немало вопросов процессуально-правового характера, и в целях обеспечения единства правового пространства и соответственно обеспечения единообразной судебной практики необходимо регулярное обобщение практики рассмотрения данной категории дел как со стороны судов, так и со стороны федеральной службы судебных приставов.

Если Вы столкнулись с незаконными действиями (бездействиями) судебных приставов-исполнителей, то мы советуем Вам обратьиться к специалистам нашей компании Адвокаты и Юристы! Мы поможем Вам грамотно составить жалобу и защитить Ваши интересы!

Напишите нам

Вернуться