Главная > Юридические Услуги

Иные вопросы

Предъявление иска по кредитным договорам

Споры, связанные с заключением и исполнением кредитных договоров, в настоящее время представляют повышенный интерес в связи с широким распространением этих договоров и многообразием ситуаций, которые приходится анализировать судам при рассмотрении дел этой категории.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор является разновидностью заемных обязательств. К отношениям по кредитному договору применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о займе, если иное не предусмотрено правилами кодекса о кредитном договоре и не вытекает из существа кредитного договора. Таким образом, все правила, касающиеся процентов по договору займа, обязанностей заемщика по возврату суммы долга, последствий нарушения заемщиком договора займа, последствий утраты обеспечения обязательств заемщика, целевого характера займа, вексельного оформления заемных отношений и некоторые другие, непосредственно применимы и к кредитному договору, поскольку иное не вытекает из закона и самого договора.

Существенными условиями кредитного договора являются:

• предмет кредитного договора - денежные средства (в национальной или иностранной валюте), но не иные вещи, определенные родовыми признаками;
  • процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);
  • стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;
  • имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок расторжения договора.

По своей юридической природе кредитный договор является консенсуальным, то есть считается заключенным с момента достижения сторонами соответствующего соглашения. В силу положений статьи 821 ГК РФ кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. В свою очередь, заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

Кредитный договор всегда является возмездным. Плата за кредит выражается в процентах, которые устанавливаются в договоре. В силу статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитор не вправе в одностороннем порядке изменять проценты, за исключением случаев, установленных законом или договором.

Наиболее часто в судебной арбитражной практике встречаются дела, связанные со взысканием денежных средств по кредитным договорам в связи с нарушением заемщиком сроков возврата предоставленного кредита.

При невыполнении заемщиком кредитного обязательства кредитор (чаще всего это банк или другая кредитная организация) подает иск о взыскании задолженности по кредитному договору. При подаче заявления в арбитражный суд истец руководствуется пунктом 1 статьи 819 ГК РФ.

Исковое заявление по кредитному договору составляется исходя из пунктов, указанных в договоре, а расчет процентной ставки производится согласно статье 809 ГК РФ. При составлении искового заявления истец обычно прилагает к нему копию кредитного договора, выписки по лицевому счету, копии платежного поручения, копии мемориального ордера и другие документы, необходимые для решения вопроса о взыскании задолженности.

Рассматривая данные иски, суд в первую очередь устанавливает наличие факта предоставления кредита, без которого невозможно разрешение вопроса о правомерности требований о взыскании платы за пользование кредитом и применении санкций за нарушение обязательств по договору.

Необходимо отметить, что суд, рассматривающий требования о взыскании процентов за нарушение сроков возврата кредита, установив, что размер указанных процентов явно несоразмерен последствиям нарушения заемщиком своих обязательств, вправе применить статью 333 ГК РФ, в которой указано, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

При разрешении спора о размере долга по кредитному договору суду в ряде случаев приходится давать оценку договорам (об уступке права требования, о переводе долга), которые должник представляет в обоснование своих доводов о погашении задолженности полностью или в части.

Если Вы столкнулись с проблемой предъявления иска по кредитному договору, обращайтесь к нам наши юристы, имеющие богатую судебную практику, помогут Вам грамотно составить исковое заявление, ведь правильно составленное исковое заявление - первый шаг на пути к выигранному судебному спору. Наши специалисты также помогут Вам выбрать правильную тактику поведения и добиться положительного решения суда.

Если же иск по кредитному договору предъявлен Вам, не отчаивайтесь, специалисты нашей компании Адвокаты и Юристы помогут Вам выстроить правильную линию защиты, чтобы значительно уменьшить предъявляемые требования.

Напишите нам

Вернуться